Платные образовательные услуги  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 176    

"Детский сад комбинированного вида" г. Кемерово

Кружок интеллектуального развития "Белая ладья"

проводит педагог дополнительного образования

Шайтанова Галина Александровна
Почётный работник общего образования РФ
Первая квалификационная категория
Стаж работы 30 лет
 
 
Каждый ребенок должен уметь не только читать и считать,
но и логически рассуждать, делать самостоятельные выводы и умозаключения.
Незаменимым помощником в воспитании у крохи способности мыслить логически
является игра в шахматы.
Шахматы-детям
 
     Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Сколько веков люди ведут в бой маленькие фигурки, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные электронно-вычислительные машины, в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии.
     Шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим поклонникам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. В шахматах никому не удается избежать ошибок, достичь совершенства и вместе с тем каждый может попробовать свои силы в этом увлекательном интеллектуальном спорте, каждый в состоянии разобраться в не таких уж сложных правилах игры, заглянуть в обширную шахматную теорию.
     Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характеры, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
    Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
     Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные форму волевого управления поведением.
    Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
    Обучение игре в шахматы можно сделать максимально простым и доступным дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Для достижения своей цели я адаптировала классические дидактические игры к занятиям шахматами.
1. «Четвертый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки. Найти лишнюю фигуру.
2. «Шахматный мешочек». Найти фигуру или пешку на ощупь и назвать ее, не вынимая из мешочка, затем проверить. Найти по заданию.
3. «Что изменилось?» На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.
4. «Правильно-неправильно». На доске расположены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились».
5. «Сходство-разница». Сравнить фигуры по внешнему виду. Сравнить по тому, кто как ходит.
6. «Узнай по описанию». Я опишу фигуру, а вы угадайте.
7. «Шахматная да-нетка». Загадать фигуру. Дети задают вопросы, взрослый отвечает только «да» или «нет». Дети по ответам отгадывают загаданную фигуру.
8. Эстафета «Кто вперед?» По сигналу, кто быстрее расставит фигуры на шахматной доске.
 
 И многие другие, не менее любимые детьми.
 
    Четыре года я работаю по разработанной мной программе по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста.
Занятия нравится абсолютно всем детям, да и кто не любит сказочную «войну». Конечно, не все дети могут научиться играть в шахматы хорошо, продумывая ходы вперед, как настоящие шахматисты, но многие играют успешно, побеждая не только своих сверстников в детском саду, но и на городских шахматных турнирах для дошкольников. Многие дети учат играть своих родителей, и мы проводим турниры с родителями, а что приятней минут, проведенных вместе с родными и близкими людьми.
 
< игра в шахматы онлайн...>